Иг.Валерий о катастрофе
ЖИЗНЬ БЕЗ БОГА КАК КАТАСТРОФА
Этимологический словарь определяет значение слова «катастрофа» как «крушение, сопровождающееся трагическими последствиями». В древности это слово употреблялось в значении заключительной части классической греческой трагедии – развязка, переворот, а также и «крушение», «гибель».
Буквальный перевод греческого слова «катастрофа» – это «поворот против». Против кого или чего? – Против Бога. Результатом этого поворота становится гибель, разрушение души человека и его жизни.
В мироздании были три онтологические катастрофы: первая – небесная – и две земные.
Первая – отпадение Денницы и трети ангелов от Бога и возникновение демонического мира.
Вторая – грехопадение прародителей Адама и Евы, изгнание их из Рая и последующее отпадение человечества от Бога вследствие умножения греха.
Третья – неприятие людьми и распятие Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего спасти человечество от греха и смерти. Как говорил святой апостол Иоанн Богослов: «Пришел к своим, и свои Его не приняли, а тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 11–12).
С тех пор перед каждым человеком, пришедшим в мир, встает выбор: быть и жить с Богом, исполняя Его заповеди, или отступить от Творца своего, жить по своим похотям и желаниям. Современное отступление человека от Бога – апостасия* – это продолжающаяся и углубляющаяся катастрофа, следование по пути смерти и неуклонное приближение к концу мира. Остановить этот гибельный процесс может только возвращение человека к Богу, как это случилось с блудным сыном Евангельской притчи: «О том подобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15, 32).
* Апостасия – в переводе с греческого языка означает отступление от веры, от основных догматов, от принятых Церковью положений исповедания веры.
Для того чтобы определить состояние души возвратившегося к Богу сына есть замечательное греческое слово «эпистрофа», как противоположность катастрофы; оно означает «возвращение», т.е. участие человека в процессе созидания жизни в союзе с Богом.
Евангельская притча о возвращении блудного сына лучше всего отражает существо понятий катастрофы и эпистрофы.
По сути дела в жизни каждого отдельного человека, в жизни целых народов, стран и всего сообщества людей эти два процесса постоянно присутствуют, вопрос только в том, что возобладает в тот или иной период. Победа греха, греховного начала означает начало апостасии, начало ухода «на страну далече» (Лк. 15,13). Это и есть катастрофа, а покаяние блудного сына, возвращение его к Богу и отцу своему и есть эпистрофа. Покаяние и творчество жизни с Богом и в Боге должны составлять смысл жизни человека, иначе это не жизнь, а бессмыслица и разрушение.
Сейчас в криминальных хрониках и рассказах о преступном мире появилось парадоксальное словосочетание «мертвая жизнь». Оно очень точно отражает суть происходящего с теми, кто отпал от Бога. Их жизнь становится мертвой, они сами – как ходячие мертвецы. И все потому, что истинная жизнь невозможна без Бога – единственного Творца жизни.
В наше время, говоря о катастрофах, имеют в виду прежде всего природные или техногенные катастрофы. Но они по сути своей вторичны и являются лишь следствием первичной катастрофы – жизни без Бога. Когда грех начинает объявляться нормой жизни, как это происходит в наши дни, в мире идет накопление энергии зла. Силы природы не выдерживают напора этого зла,– тогда-то и начинается «бунт стихий»: землетрясения, наводнения, засухи, цунами, гигантские пожары, извержения вулканов, страшные морозы.
Человечество переступает какую-то грань, за которой природа уже не в состоянии выдерживать преступления людей. Сегодня мы видим, как стихии природы становятся одним из главных вразумителей человечества в попытках остановить безумие, остановить растление и злобу. Господь употребляет естественные явления и законы природы в качестве оружия Своей воли.
К этим вразумлениям добавляются техногенные катастрофы – следствия преступлений человеком законов жизни и нравственности, данных Богом. Священное Писание говорит, что человек был введен в мир, как царь. После грехопадения вся тварь покорилась закону смерти, поскольку царь ее стал смертным по плоти. Во все времена от духовно-нравственного состояния человека зависело и состояние мира. Отступление человека от Бога, недуховное, потребительское отношение к миру и рождает природные катастрофы.
Отрицание Бога делает жизнь безблагодатной, механической, безрадостной и является единственной подлинной катастрофой для человека. А для верующего никакие иные «катастрофы» не страшны. Вспомним слова псалмопевца: «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах. Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей. Пусть шумят, воздымаются воды их, трясутся горы от волнения их. Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышняго. Бог посреди его, он не поколеблется: Бог поможет ему с раннего утра...» (Пс. 45, 2–6).
Да и сам конец мира для верующего не страшен, ибо есть начало новой жизни «идеже несть болезнь и печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная». Потому и восклицает святой апостол Иоанн Богослов: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Апок. 22, 20).
Таким образом, жизнь человека без Бога – катастрофа, и смерть его тогда тоже катастрофа, ибо в вечности у него продолжается тот же поворот против Бога. Тогда вместо Царствия Небесного и вечной радости он пребывает там, где царят «плач и скрежет зубов» (Мф. 8, 12).
Господи, да не будет этого с нами! Аминь.
Игумен Валерий (Ларичев)
Настоятель храма во имя свв. мучеников Флора и Лавра
села Ям Домодедовского района Московской обл.