Главная | История Храма | История села Ям

История села Ям

Современный вид села Ям
Современный вид села Ям

Начало истории села и его церкви, по данным специалистов Государственного исторического музея г. Москвы, уходит в ХIII в. Именно этим временем датируются два селища на современной территории села, выявленные в 1995 г. Само слово «ям» тюркского происхождения и обозначает селение, расположенное на почтовом тракте, в котором живут ямщики с семьями. Одно из первых документальных сведений о селе относится к 1543 г., когда архимандрит Симонова монастыря жаловался Великому князю Ивану Васильевичу на фроловских (правильнее - флоровских) ямщиков, которые с крестьян принадлежавшего монастырю сельца Коробово «емлют по все дни под гонцы подводы многие и в том крестьянам от ямщиков чинится нужа и обида великая».

Вид села Ям с реки Пахры
Вид села Ям с реки Пахры

Ямщицкая служба была трудной, опасной, требовала смелости и даже удальства. Особые отношения у ямщика были с конем: для человека конь был и кормилец, и помощник, и защитник, и соработник, и даже друг. Конь мог выручить в опасности, помочь заработать пропитание семейству извозом, без коня невозможен был и земледельческий труд.

Вид села Ям с реки Пахры
Вид села Ям с реки Пахры

Очевидно, что уже в то время существовал и приходской погост с церковью во имя мучеников Флора и Лавра, почитавшихся на Руси покровителями домашнего скота, а особенно лошадей. По давней традиции в день памяти святых 18 (31) августа около церкви устраивался «лошадиный праздник», в который со всей округи сводили разукрашенных кумачовыми лентами, под расшитыми цветными попонами в лучшей сбруе коней, купали их в реке Пахре и в озерках, называвшихся ямскими. В самой церкви, по обычаю, в этот день служили торжественный молебен, после завершения которого коней кропили святой водой. Праздник этот почитался особенно, так как на протяжении многих веков лошадь являлась кормилицей и незаменимой помощницей не только ямщиков, но и всех крестьян.

Упомянут Ям и в разрядной книге за 1579 г. «Октября в 7-ой день по вестям, что пришли крымские люди к Туле и к Дедилову и воюют Тульские места и перелезли реку выше Люблино человек двести, и по тем вестям послал государь на Пахру воевод князя Ивана Лобанова-Ростовского, да Федора Головина и стояли под Колычевым и на Фроловском Яму октября в 12-й день».

Из описи земель Московской ямской Коломенской слободы 1627 г. следует, что Фроловско-Пахорский Ям был придаточным к ямской Коломенской слободе и в конце XVI в. в нем насчитывалось 20 дворов ямских охотников, но 18 из них при царе Феодоре Ивановиче переведены под Москву в Коломенскую ямскую слободу, а земля того Яма на Каширской дороге по обе стороны р. Пахры.

Ко времени переписи здесь осталось лишь два двора ямщиков, в которых проживали, сменяя друг друга, ямщики Коломенской слободы, обрабатывая здесь пашню наездом и запасая сено для своих коней. На чертеже местности, расположенной между рекой Пахрой и Рожая (составленном в начале 60-ых гг. XVII в.), на месте бывшего Яма обозначена деревня Ямская. Она располагалась по правой стороне Каширской дороги, если ехать из Москвы, и в некотором удалении от р. Пахры, а в документах более поздних лет сведений о деревне не обнаружено, земля же (около 350 дес.) оставалась за Коломенской ямской слободой вплоть до начала XX в., что послужило впоследствии причиной множества спорных дел между ямщиками с одной стороны, дворцовым ведомством и местными крестьянами, с другой, нередко разрешавшихся «с высочайшего позволения».

Когда в 60-х гг. XVII в. по повелению и личном участии царя Алексея Михайловича началось интенсивное заселение конюшенной Домодедовской волости, население которой сильно сократилось во время набега крымского хана Девлет-Гирея в 1571 г. и в годы смуты, наряду с прочими нововведениями на землях волости решено было культивировать посевы льна для его продажи. На земле ямщиков были поселены 28 дворов «льняных трепцов» и был открыт даже небольшой торжок для продажи льна на государя. После смерти Алексея Михайловича ямщики просили царей Ивана и Петра Алексеевичей возвратить отобранную у них землю. Прибывшие на место для досмотра думный дворянин Викул Извольский и подъячий Петр Звездин нашли, что взятая ямская земля находится на правом берегу р. Пахры по обе стороны Каширской дороги и смежна с землей с. Пахрино. «А на той земле, где живали ямщики, ныне живут наемные бобыли, что бывали льняные трепцы в 28 дворах, - отмечали они, - а под дворами их и огородами усадебной земли три десятины. По писцовым книгам 1628 г. за ямщиками записано 350 десятин пашни, покоса и леса, а по нынешнему межеванию в их владении 268 десятин».

По грамоте царской от 19 июля 1682 г. велено возвратить коломенским ямщикам изъятую у них землю, «а трепцов с той их земли свесть и поселить их в с. Пахрине, но торжку на той земле быть и пошлину на великих государей собирать пахринским целовальникам по прежнему». Как видно из других документов, это царское повеление выполнено было не полностью: бывшие трепцы остались на своем месте. Более того, конюшенская канцелярия в рапорте шталмейстеру Л.А. Нарышкину предложила землю, занятую под усадьбами трепцов, ямщикам не отдавать, так как, «ежели отдача учинится, то живущим здесь с давних лет трепцам воспоследует крайнее разоренье, а ямщики свою претензию имеют беззаконно, чиня свои наглые прихоти, ибо им отдается земля в недостаточное число хорошая и к их землям прикосновенна».

Знакомство с многочисленными архивными документами по истории села свидетельствует о том, что со второй половины XVII в. владение его землями ямщиками Коломенской ямской слободы служило серьезным препятствием его развития. Ведь для того, чтобы поселиться здесь, надо было получить согласие ямщиков, выплачивать им далеко не символическую арендную плату за землю.

Однако расположение села на оживленной Каширской дороге порождало необходимость создания определенных условий для многочисленных проезжающих. Поэтому состоятельные крестьяне соседних селений ставили здесь дворы «для постоя проезжающих людей», открывали чайные и трактиры, небольшие лавки, становясь жителями села. Поскольку их земельные паи сохранялись за ними в родных селениях, то здесь они числились «беспашенными бобылями».

В 1706 г. село, как и вся волость, были пожалованы Петром I князю А.Д. Меншикову. По переписи 1709 г. в селе насчитывалось уже 32 двора, в т.ч. 3 - церковного причта и 21 бобыльский, выплачивавших оброк светлейшему, да 8 оброчных же бобыльских дворов стояли на другом берегу Пахры.

После опалы князя село вновь перешло в дворцовое ведомство и на долгие годы оказалось связанным с соседним селом Пахрино, где была построена императорская сводная конюшня. Часть ее служителей поселили в селе, а некоторых жителей села взяли на службу в придворную контору. Один из них был определен стряпчим конюхом, три брата Федосеевых переведены на золотоканительную фабрику при дворце Екатерины II в Санкт-Петербурге. Последняя, проезжая в 1767 г. через село в Пахрино, обратила внимание на следы недавно случившегося здесь пожара и, узнав, что село это дворцовое, «всемилостивейше повелела построить для погорельцев каменную избу, пожаловала им несколько денег и высказала пожелание, чтоб и прочие его жители строили каменные для прочности и безопасности от огня дома». Воля Императрицы была исполнена в этом же году. Кто знает, может быть, это было первое каменное строение в селе.

«Пахра, Старый Ям тож, - записано в документе начала XIXв., - село дворцового ведомства по обе стороны большой Каширской дороги и реки Пахры. В нем церковь деревянная и более 50 крестьянских дворов. Через Пахру - деревянный мост на сваях. Бывают еженедельно торги по пятницам, на которых приезжие купцы продают шелковые материи, харчевые и прочие мелочные товары небольшим количеством. В крутом берегу реки ломают известковый камень, который, оттесав разной меры и величины, отвозят в Москву на продажу.... От села к казенному конскому заводу посажена прешпектива из березок».

сентября 1812 г. через село прошли главные силы русской армии в составе 2-го корпуса под командованием генерала К.Ф. Багговута, 4-й пехотный корпус графа А.И. Остермана-Толстого, 6-й пехотный корпус генерала Д.С. Дохтурова. По их следам через несколько дней последовала конница Мюрата. Однако село уцелело, в нем лишь разграбили казенный питейный дом.

В период после Отечественной войны 1812 года село развивалось особенно быстро. В начале 20-х гг. здесь насчитывалось 64 капитальных дома, четыре из которых были каменными. Почти во всех из них имелись подвалы, погреба и торговые лавки. Однако земля под ними по-прежнему принадлежала ямщикам. Жители села в 1821 г. просили предоставить усадебную землю в их «вечное и потомственное владение», обязуясь сверх обычных крестьянских повинностей «отправлять навсегда в том яму и ямскую гоньбу». Ямщики же, узнав об этом, стали расторгать заключенные ранее договоры об аренде крестьянами пашенных и сенокосных земель и даже добились решения уездного суда об изъятии у тех усадебной земли и сносе всех дворовых построек. Но сельчан поддержали на самом верху: 4 мая 1824 г. Император Александр I утвердил предложение министра финансов об отмежевании из владения ямщиков 29 десятин земли и предоставлении их поселившимся здесь крестьянам бесплатно. В то же время в селе построено сохранившееся и поныне двухэтажное каменное здание почтовой станции.

После ликвидации Пахринской сводной конюшни в 1824 г. некоторые ее служители поселились в Старом Яму, но в основном сюда продолжали переселяться жители соседних деревень. Во время крестьянской реформы 1861 г. среди мужского населения села 88 являлись выходцами из д. Белеутово, 66 - из деревни Павловской, 16 из д. Новленской, по 12 из с. Домодедово и д. Киселихи. Каменные дома здесь построили В.М. Аникеев из д. Павловской, братья Иван и Ефим Расторгуевы из села Домодедово, Ф.В. Недоносков из деревни Белеутово, С.В. Бекетов из деревни Новленской. Последний избирался волостным старостой и в качестве такового в числе семи других старост дворцовых волостей в 1856 г. участвовал в коронации Александра II, в связи с чем ему высочайше пожалованы кафтан темно-зеленого сукна с золотыми галунами, шляпа и сапоги. Старосты преподнесли Императору серебряное с позолотой блюдо и солонку и были приглашены к обеденному столу на боярской площадке Большого Кремлевского дворца.

В селе круглый год по пятницам продолжал работать базар. Торговля велась в лавках, расположенных в большом каменном здании, а также в десятках деревянных лавочек, принадлежавших жителям села и регулярно наезжавшим из других мест торговцам, а также прямо с возов. В описании базара тех лет говорится, что особенно большой торг велся накануне масленицы, «когда лошади торговцев стояли сажени на 100 по обе стороны дороги». Сюда за продуктами и товарами приезжали из Подольска, жители округи и даже с Охотного ряда г. Москвы. Всегда оживленно было в шести трактирах, чайных и винных лавках, восьми постоялых дворах, в кузнице. Торговцы, «специалисты» на десятках возов доставляли из «степных губерний» молодых поросят, которых покупатели уносили с базара в ивовых корзинах. Сразу на нескольких складах торговали белым тесаным камнем, кирпичом местного заводика. Через село в осенние месяцы прогоняли ежедневно в Москву до десятка гуртов крупного и мелкого рогатого скота.

Торговую функцию села резко сократило строительство Московско-Курской железной дороги, когда по ней стали доставляться товары с южных губерний. «Чугунка убила проезд по шоссе», - свидетельствовали сельчане. Печально памятными для них стали 70-е годы. В 1871 г. в селе произошел сильный пожар, в огне которого погибли 88 жилых домов и 80 надворных построек. Многие из погорельцев еще не успели как следует отстроиться, когда через шесть лет от вылетевшей из печной трубы искры начался новый пожар. На этот раз пострадали 32 двора, но поскольку большинство из них были каменными, их обгоревшие стены поддавались восстановлению.

Вот каким было село Старый Ям в начале XX века. Дома, большей частью двухэтажные, плотно теснятся около неширокой дороги. Их хозяева занимают верхние этажи, а внизу лавки, склады, трактиры. Идет бойкая торговля. Снуют повозки по разным надобностям и с разными грузами. У трактира скопилось несколько возков: есть время для отдыха, для неспешной беседы. Поодаль расположены дома деревянные, одноэтажные, с маленькими окнами и обширным, но закрытым от улицы двором, где содержится множество скотины. Днем во дворе хозяйничают куры. Коров, овец на заре отпускают в общее стадо, которое пасут нанятые жителями пастухи. Перед дворами—в палисадниках—сирень. Ее так много, что весною село утопает в сиреневом облаке. Особенно много сирени около храма.

Храм находится чуть в стороне от дороги, неподалеку от реки Пахры. Он был воздвигнут на средства жителей ямской слободы, неоднократно перестраивался и нынешний свой вид (исключая утраченную в 1940 году колокольню) приобрел в начале XX века. Главный престол— во имя святых мучеников Флора и Лавра, левый—во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, правый посвящен святителю Николаю. Церковное здание построено из белого камня и кирпича. Храм был богатым и нарядным и считался одним из самых больших в ближнем Подмосковье.

От храма открывается красивый вид: заливные луга, речка и лес вдалеке. Перед массивной оградой—площадь, где сосредоточена общая жизнь села. Здесь проходят ярмарки, гуляния, работают карусели. Но во время постов веселое движение замирает и центр общей жизни сосредотачивается в самом храме. На Пасхальной службе бодрствует все село, включая малышей, которые едва научились ходить. В храме человек начинал свою жизнь Крещением, здесь в свое время венчался, здесь же его провожали в последний путь. Кладбище располагалось тут же—внутри церковной ограды.

Шоссе мостилось камнем, замощена была и мостовая села. Кроме исстари работавшего при селе кирпичного завода, в 1906 г. В.Я. Жуков построил в селе фабрику фарфоровых цветов, на которой было занято до 70 человек, в основном женщин.

Начало XX века ознаменовалось созданием в селе добровольной пожарной дружины, в 1913 году возник ссудно-сберегательный кооператив, а через два года - общество потребителей. Перед первой мировой войной в селе насчитывалось 136 дворов, здесь находилось волостное правление, квартира урядника. В первые годы советской власти фабрика искусственных цветов была национализирована и прекратила работу, а в конце 1923 г. в ее помещении расположились работники милиции. 20-е годы ознаменованы открытием в селе амбулатории Мосгубздравотдела, открытием избы-читальни с первым 4-х ламповым радиоприемником и аптеки, получением электроэнергии с Каширской ГЭС. В 1930 г. в селе создан колхоз «Ямской» с 406 га земельных угодий, на базе которого и соседних колхозов в 1961 г. создан совхоз «Ямской». В последние годы село является центром Ямского сельского округа.

Календарь: Сегодня

Объявления

05.07.2017
ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
05.07.2017
СОХРАНИМ ПОРУШЕННЫЕ СВЯТЫНИ
29.06.2017
Паломническая поездкапоездка в Екатеринбург с 07.08.2017 по 14.08.2017
02.03.2017
Музей новомучеников и исповедников земли Домодедовской
06.11.2016
Творческая студия "Веснянка"
27.09.2013
Игумен Валерий Ларичев
06.07.2012
Катехизаторские беседы
10.09.2011
Молебен покаянный для женщин совершивших грех детоубийства.
04.09.2011
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
06.09.2010
НАБОР В ХОР ХРАМА.

Все объявления

Вопросы священнику

 

 

Вопрос священнику можно отправить по адресу:


Я вышла замуж за мусульманена,  могу я  заказать сорокоуст?

Возможно ли Таинство Венчания между девушкой, крещенной в Русской православной церкви, и мужчиной, крещенным в Армянской апостольской церкви?

Почему в вашем храме становятся на колени в воскресенье?

 

Все вопросы и ответы