Главная | О Храме | РАБОТА С ЗАКЛЮЧЕННЫМИ | ПОМОЩЬ ЗАКЛЮЧЕННЫМ

ПОМОЩЬ ЗАКЛЮЧЕННЫМ

"В ТЕМНИЦЕ БЫЛ, И ВЫ ПРИШЛИ КО МНЕ..."

     Еще во времена царствования Алексея Михайловича тюрьма начинает применяться как мера наказания.

     Тюрьма - место окаянное. Не отрицая необходимости тюрем, наша Церковь требует одновременно и милосердия к осужденным.

     Церковь всегда считала тюрьму одним из самых ответственных своих служений.

     До революции 1917 года в тюрьмы и остроги всегда был открыт беспрепятственный доступ священникам. Каждая тюрьма имела своего священника, а порой и свою тюремную церковь. Именно Церковь брала на себя функции организации тюремных библиотек, обучение заключенных грамоте и Закону Божьему. Православие не оставляло осужденного никогда: ни в годы отбытия наказания, ни в самой смерти.
      В сердце русского человеке всегда жила жалость к этим «несчастным злодеям».
     Во время советской власти священники все равно были в тюрьме – «благодаря» советской власти. И, тем не менее, годы советской власти оставили после себя трагический разрыв между страждущими правды осужденными и готовыми прийти к ним на помощь священнослужителями.
     Сейчас ситуация постепенно меняется.
     Не секрет, что исправительные учреждения, не то что исправляют человека, но зачастую еще больше калечат его психику.
     Единственныйреальный шанс для таких людей, это приведение их к Богу.
     Поэтому важно это служение поддерживать молитвенно  и если возможно принимать участие в проповеди Евангелия таким людям, в том числе и делами милосердия.
 «То, что в мире много страждущих, больных, скорбящих и бедствующих,   должно   вызывать   у   нас   не  обвинения в адрес Бога, но желание изменить мир к лучшему, творчески вмешаться в ситуацию. Бог призывает нас к сотрудничеству, Он хочет, чтобы мы разделили с Ним заботу о бедных, взяли на себя часть Его попечения о больных и обездоленных.
 

Христианин призван являть лик Божий там, где   слезы и  горе,  где нужда и бедствие; он должен быть богом для тех, кто потерял Бога, потерял веру, кто впал в уныние и отчаяние»(Григорий Богослов).

Придёт день, когда Господь по нашим поступкам оценит нас, как мы распорядились временем благодати.

 

Мы не знаем, как спросится с нас за то, сколько поклонов мы положили, как постились, но точно знаем из Евангелия о том, что с нас спросится: сколько нагих мы одели, сколько больных посетили, ко скольким находящимся в темницах, пришли.

 Вот уже более 10 лет прихожане Храма святых мучеников Флора и Лавра ведут переписку с осужденными.
 В прошлой вольной жизни их, в большинстве случаев, не коснулись слова о добре и правде, о грехе и святости, о любви и красоте человеческих отношений. Они ходили среди нас, жили в наших домах, учились с нашими детьми в школе, а, может быть, мы их учили или работали рядом с ними, и они иногда заходили и в наши православные храмы.
 А теперь, лежа на тюремных нарах, койках и топчанах, они думают о своей прошлой жизни, мучительно размышляют об ожидающем их будущем. Этим размышлениям, этому поиску иных путей, этой тоске по человеческой любви надо помочь и откликнуться, просветить христианским православным словом. И многие заключенные желают каяться и открыть свои сердца Слову Божиему и в условиях тюрьмы духовно и нравственно преображаются.
 

«… Знаю и верю, что принеся покаяние, раскаявшись в своих грехах, Отец наш небесный сниспошлет прощение и милость. И Господь через Вас Божьих служителей входит в наши сердца, и я знаю, что даже самые грешные люди рано или поздно приходят к Господу и каются… Да, отец Валерий!, я не скрою, что и тяжело бывает в этой системе и морально и физически, и отчаяние, и иногда хочется броситься в крайность, но только благодаря Господу и Вам и всем прихожанам, мы здесь, пусть и не все, но есть многие, которые начинаем жить по заповедям, раскаиваясь в грехах, начинаем идти к Богу, к Православию, как будто заново родившись духовно меняем и принципы, и саму жизнь…Отец Валерий, я с самого детства и до сих пор, сейчас мне 34 года, я всегда жила в нищете, у меня мама сидела, а меня и брата воспитывал отец. Он чтобы поднять двоих детей пусть и выпивал, но он нам не дал умереть с голоду, пусть мы жили совсем скромно, но он нас растил худо ли бедно ли и не отдал ни в детдом, никуда… Я раскаиваюсь, что я воровала, но я не стала от этого богаче. Теперь, познав Господа, я поняла одну истину, если просить Господа, верить, молить, то Он сниспошлет помощь, пусть не озолотит, но появятся в жизни люди, которые окормят, помогут в нужде, помогут советом и искренностью морально поддержат…Я потеряла отца в 2006 году, мама моя сейчас спивается и я молю Бога, чтобы Он простил ее и дал ей силы дождаться меня, молюсь каждый день за брата, который тоже в заключении, чтобы он познал Господа и путь жизненный не был в дальнейшем с грехом…»

 «…К вере в Бога я пришла в местах заключения, хочу дальше идти по жизни с Господом… Мы здесь хватаемся за каждый шанс на выживание, как утопающий за соломинку…»
 «…Помню в прошлый год они (батюшки церкви, расположенной недалеко от колонии) к Рождеству нам торт привезли и пироги домашние ихнего прихода. Очень вкусно и радостно было. Даже и не заметили, что нас много, а торт один. Я сидела тогда рядом с батюшками и мне так легко было, даже забор какое-то время не угнетал и не давил, никогда я еще ничего подобного не испытывала. Моя первая в жизни исповедь, как раз и прошла в этих стенах…»
 Пишут женщины разных возрастов (23, 24 года, 29, 36 лет…), с разными судьбами, но в каждом письме изломанная жизнь, боль, страдание, одиночество, израненная душа, раскаяние и НАДЕЖДА!
 Кто-то делает первые неуверенные шаги в духовной жизни, а для кого-то чтение духовной литературы, которая высылается прихожанами нашего Храма осужденным, буквально переворачивает их душу. Почти в каждом письме – жажда переменить жизнь, вычеркнуть из нее все прошлые ошибки.
 О том, как необходимо этим людям внимание и участие говорит то обстоятельство, что редкое письмо умещается на 1 листе. Как правило, это два, три, а то и пять тетрадных листов. Их исстрадавшиеся души стремятся выплакаться, рассказать то, что там они больше никому сказать не могут.
  Переписка, духовное общение – одно из главных радостей и утешений заключенных.
 «… Мы все очень ждем долгожданных писем, когда зачитывают, кому пришли они, в отряде царит полное молчание, все слушают, а вдруг и ему пришла весточка…»
 
  Очень часто после осуждения, от них отворачиваются все, в том числе и их самые близкие родственники. Таким образом, они лишаются и всякой материальной поддержки, пусть и незначительной, но все же очень им необходимой.
 «…С воли у меня подружки нет, мама умерла, а больше мне никто даже не пишет, хоть и есть родственники, сообщаться они со мной не хотят… Спасибо Вам, отец Валерий и прихожане, что согласились переписываться со мной! …»
 «…Отец Валерий! От всего сердца я Вам благодарна за теплоту и внимание, за открытку с поздравлением дня рождения. Вы один, отец Валерий, меня поздравили, спасибо от всей души… У меня нет никого ближе Господа и Вас, ведь Вы поймете, посоветуете, не бросите и не осудите, а я так нуждаюсь в простом человеческом понимании…»
  Но вряд ли легче тем женщинам, у которых на воле остались семьи, дети…  
  «… Прости пожалуйста за задержку, но я вот только начала отходить от свидания с сыном и мамой… у меня столько впечатлений и эмоций, жаль, что на бумаге и не выразишь всего, что переживаю. Родные мои, вы истинно родные люди, примите пожалуйста мой низкий поклон Вам!... За сына молюсь каждый день перед сном, сама молюсь, но очень хочу, чтоб Господь был с ним и верю, очень верю, что не оставит его наш Господь!...Я не знаю, что с ним…»
 «…Недавно мам приезжала на два дня. Я до сих пор не могу отойти. Я эти дни счастливые никогда не забуду… Мы с мамой все разговаривали, разговаривали, плакали, смеялись. Это за три с половиной года я смеялась от души и сердца…»
 
 «…Скоро освобожусь и начинать жизнь свою надо будет строить заново… Если выдержала здесь, значит на воле должна стоять твердо и не споткнуться бы. Мне нельзя, у меня уже взрослая доченька. Я должна ее от бедок оградить  и в жизнь ввести, такую полную соблазнов и всякой грязи. Я совсем не хочу, чтобы моя дочь повторила мои ошибки…»
 
  «…долго всматривалась в черты лица (на фотографии) дочери и плакала. Что же я наделала, оставив ее одну…»
 
«…Мне не к кому обратиться, муж помер, остались только две маленькие девочки дочки. Работы в колонии нет, чтобы хотя бы заработать на сладкое. Посадили меня за кражу…»
 
  «…Пишу свое письмо, т.к. у меня нет возможности обратиться к дочери, т.к. у нее 4 ребят и все маленькие, один меньше другого, самый старший ходит в школу во 2 класс. И мне у нее стыдно просить, да и она не может мне ничем помочь. И единственная надежда у меня осталась уповать на Господа, на милость Его, чтобы Он расположил ваши сердца по отношению ко мне…»
 
  Нередки случаи, когда в местах заключения находятся и самые близкие родственники осужденных: брат, дочь, сын… В этих письмах помимо боли и страдания, всегда встречается просьба помолиться о том, чтобы Господь вразумил их и направил спасительным путем.
 
  Большинство женщин, отбывающих свой срок в колонии, работают на швейной фабрике:
 «…Я работаю здесь на швейной фабрике, шью форму, фуражки, брюки. Но заработок у меня маленький. Я в этом месяце получила 300 с небольшим. На личный счет нам ложат 25% и в общей сложности у меня вышло 85 руб… Нам каждый месяц выдают по 25 грамм пасты зубной и бумаги туалетной, по куску мыла, но хватает этого на неделю и в магазине все дорого, а на 85 руб. ничего и не купишь…»
  Наверное, кто-то из нас усомниться в сказанном. Однако администрация исправительного учреждения в некоторые письма вкладывает следующие записочки:  

 

Здравствуйте.

 

Администрация учреждения ФБУ ИК-18, учитывая большое количество приходящих осужденным посылок от прихожан и из монастырей, доводит до вашего сведения, что осуждённые, содержащиеся в нашем учреждении, обеспечиваются форменной одеждой и обувью полностью. Одежда и обувь гражданского образца осуждённым запрещена, она изымается и хранится  на складе до освобождения осуждённой. В колонии организовано трёхразовое питание. Ежемесячно осужденным  выдаётся  гигиенический  набор: туалетное и хозяйственное мыло, зубная паста, туалетная бумага, гигиенические прикладки, раз в пoлгода обеспечиваются зубными щётками. Медицинская помощь оказывается по мере необходимости по назначению врачей. Все осуждённые, желающие работать, трудоустроены и имеют возможность приобретать на заработанные средства в магазине учреждения продукты питания и товары первой необходимости. В день освобождения осужденным выплачивается материальная помощь в размере семисот рублей, оплачивается проезд до дома.

 

Для решения вопроса о нуждаемости осуждённых в чём-либо просим связаться с нами по телефону:

 

8(83352)38-1-06 начальник учреждения,                                                                          

 

8 (83352)38-1-08   заместитель начальника,

 

8 (83352) 38-1-15    заместитель начальника

 

или по почте: 612710, Кировская область, Омутнинскнй район, и. Восточный, ФБУ ИК-18.

 

Спасибо за сотрудничество. До свидания.

   Думается, что комментарии излишни. Конечно, колония – это не дом отдыха. Но …
  Письма, поступающий в наш Храм, из мужской колонии, более сдержанные. Там отбывают наказание преступники, получившие пожизненный срок.
 «Изверги», «нелюди», «отморозки», – так обычно именуют заключенных, приговоренных к пожизненному лишению свободы в светской прессе. Они вызывают у людей светских обычно либо ужас, либо крайнее отвращение. Потому и неудивительно, что когда заходит речь о помощи этой категории осужденных, люди не церковные недоумевают: помогать одиноким старушкам, детям сиротам, инвалидам – это хорошо и правильно. Но помогать этим убийцам, на совести которых не одна загубленная человеческая жизнь? Помогать им – осужденным обществом за преступления против него, зачем?
  Да, они преступники, и заслуженно несут наказание. Однако учение церкви говорит о том, что надо презирать не преступника, а грех. Все они пришли в этот мир безвинными младенцами. У многих так сложилась ситуация, что пошли они не по тому пути. И автобиографии их в чем-то очень схожи - детский дом, потом тюрьма…
  Вот несколько строчек из одного письма:
 
 
 
«Родился я в городе N в 1974 году и все вроде было хорошо, отец работал помощников  капитана на корабле и долгое время находился в плавании. И вот в один прекрасный день родители сильно поругались и я сам не понял, но мы с мамой уже едим в поезде в неизвестность. Я был мал и ничего не понимал. Но а потом были долгие скитания с места на место, с квартиры на квартиру, до тех пор, пока мать не нашла работу, и так я очутился в укромном месте под названием Удмуртия, тут я и в школу пошел и вроде все хорошо. Да вот опять беда, заболела мать, ее положили  в больницу, а меня отправили в детдом. Там я и связался с дурной компанией и соответственно попал в тюрьму, конечно я и сам виноват. Но самое больное для меня то, что я узнал, что мама умерла, у нее обнаружили рак мозга. Я не находил себе места, так как кроме нее ведь у меня нет никого… И спустя четыре года я вышел на свободу и опять удар. Я узнал, что тот дом, где жила мама снесли вместе с мебелью и я опять остался на улице. И куда я только не обращался везде мне говорили: жди, нет вакансий на жилье. А ведь надо что-то есть, где-то спать. Без прописки не берут на работу, а жилье не предоставляют. Результат – я опять в тюрьме…»
 


    Христианство призывает нас к той высоте, на которую может возвести человека только благодать Божия. «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный», - говорит Христос (Мф.5:48). Бог есть совершенная любовь, в которой нет ни холодности, ни равнодушия, ни, тем более, неприязни и ненависти ни к кому. И как бы низко ни пал человек, Бог никогда не умалит Своей любви к Нему. Непостижимым Своим Промыслом будет Он вести человека к покаянию и спасению. Бог «благ и к неблагодарным и злым» (Лк.6:35). И милосердия и любви к каждому человеку, независимо от его грехов, ждет Он и от верующих в Него.Святитель Василий Великий много веков назад писал: «Душа человека устроена так, что ее нельзя успокоить ни славой, ни почестями, ни богатством. Она может успокоиться только в Боге». Вот почему душа даже самого закоренелого преступника в один миг может открыться Богу.

В одном из писем, пришедших в наш храм, были такие строки:

«Ты – жизни Свет! Ни облачные тени,

 Ни пламя бурь не потревожат дна души

И голос Твой – из мира сновидений

Я слушаю в божественной тиши.
 

И облик Твой, с божницы смотрит строго,
 

Молясь, вникаю я в судьбу.
 

Я преступила грань чертога,
 

Минует чернь, за утешением иду.
 

Как месяц, под залогом полнолунья
 
 
 
Средь наслаждений я была в плену,
 

Прости мне, Господи, былые искушенья,
 

Сейчас я лишь Тобой живу!
 
    Не обессудьте, стих писала сама, но от всего сердца. Прошу Вашей молитвенной поддержки за детей Наталию, Анастасию и Надежду… С уважением, Елена»
  К сожалению, не на все письма, приходящие на адрес нашего Храма, мы можем ответить, так как количество обращающихся значительно превышает наши возможности.  Конечно, для того, чтобы писать письма заключенным требуется и мужество, и вдумчивость, и  духовная мудрость. Но для большинства из нас не составляет большого труда оказать им незначительную материальную помощь. Как правило, - это открытка к празднику и денежный перевод в 300 рублей.
  Преподобный Никодим Святогорец писал: «Кто пропускает случай сделать добро, тот не только лишается плода от добра, которое бы сделал, но и Бога оскорбляет. Бог посылает к нему нуждающегося, и он говорит: "Отойди – после". Это хоть он говорит человеку, но то же, что говорит Богу, пославшему его».
  И все же мы ждем тех, кто возьмет на себя этот нелегкий труд миссионерства.
  Все заключенные в тюрьме, без сомнения, переживают трудные минуты в жизни, находятся в таком душевном состоянии, в котором человек скорее вспомнит Бога и прислушается к Церкви и ее миссионерам.
  Скорбями они пришли к Богу, многие только в местах заключения приняли Святое Крещение. И теперь они нуждаются в христианском общении. Не во всех колониях есть храмы и даже православные молитвенные комнаты.
  Ходить в богадельни и детские дома – порой бывает физически невозможно, быть жертвователем может далеко не каждый, а вот протянуть руку помощи – написать одно письмо не чаще раза в 1.5-2 месяца – это реальность. Это очень маленькая милость, которая Господом очень дорого ценится!
  Христианская переписка с заключенными  - способ поддержки братьев и сестер в узах, который вполне доступен каждому христианину. Он не требует больших временных затрат. Зато что это значит для человека, который ищет общения в Боге!
  Учитывая большую загруженность священников на приходах, служение мирян заключенным духовной поддержкой через переписку становится очень важным Богоугодным делом.
  Приглашаем всех, кому небезразлична судьба людей заблудившихся, но все-таки нашедших путь к Богу участвовать в посильном служении заключенным христианам – участие в переписке или оказание материальной помощи.
  По вопросам переписки с осужденными и оказания им материальной помощи можно обращаться к отцу Димитрию или писать на сайт нашего Храма
 

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... (Мф. 25, 34–36).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ