О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ
АЛЕКСАНДР ТРОФИМОВ.
«СЕДМЕРИЦЕЮ ДНЕМ ХВАЛИХ ТЯ
О СУДБАХ ПРАВДЫ ТВОЕЯ»
(Пс. 118, 164)*
(О СЕМИРАЗОВОЙ МОЛИТВЕ В ТЕЧЕНИЕ СУТОК)
* «Всяк день семикратно восхвалял я Тебя за правые суды Твои» (Пс. 118, 164)
БОГОСЛУЖЕНИЕ – ВРАТА ВЕЧНОСТИ
Храм Божий есть место, где человек получает возможность восстановить свой Божественный образ, возвратиться к своему подлинному естеству, где он познает свое назначение в жизни. Через Святую Церковь познается тайна соборности – высшего единства, которое должен принять мир перед возвратом к Отцу Небесному. Подлинная жизнь человека, ведущая к вечности, должна быть служением Богу и ближнему. Поэтому ось жизни мира – это Богослужение. Не проникнув в тайну Богослужения, человек не способен вести истинную, Богом определенную духовную жизнь.
Богослужение Святой Церкви раскрывает нам тайну любви и Домостроительства (по-церковнославянски – «смотрения») Божественного, благодаря которому мы получаем возможность жизни духовной. Ведь богослужение – это не только наше служение Богу, но и служение нам Богочеловека Христа. В богослужении человек научается новой, истинной жизни – жизни Богочеловеческой, которая лишь приоткрывалась в образах и символах Ветхого Завета. Это служение Христа Спасителя человечеству стало возможным во всей полноте благодаря тому, что «Слово стало плотью» (Ин. 1, 14) и явилось нам во времени («когда пришла полнота времен» Гал. 4, 4). Воплощение Спасителя соединило раздробленное грехом человечество в Единое Тело Христово (Рим. 12, 5) – Церковь Христову. Потому так важно для утверждения в истинной духовной жизни участвовать в богослужениях, жить церковным ритмом жизни.
Богослужение Святой Православной Церкви включает в себя три круга, обладающих самостоятельным духовным содержанием, выраженным ритмически. Но вместе с тем оно образует динамическое, текущее и гармоничное целое.
Первый ритм – это суточный круг богослужений. Святая Церковь установила девять служб в сутки. Это:
1) Вечерня, 2) Повечерие, 3) Полунощница, 4) Утреня, 5) Первый час, 6) Третий час, 7) Шестой час, 8) Божественная Литургия, 9) Девятый час.
Девять служб, как говорят Святые Отцы, установлены в подражание девяти чинам ангельских сил, славящих Господа.
Сами названия служб суточного круга указывают на непрерывность богослужения. В суточном круге особенно хорошо видна необходимость этой непрерывности космического богослужения как условия существования Вселенной. Значение каждой из этих служб мы рассмотрим позднее. В ритмы суточного круга включена жизнь еще двух богослужебных кругов: седмичного и годового.
Второй ритм – седмичный (недельный) круг – вливается в определенные места суточных богослужений в соответствии с духовным содержанием дней недели. Понедельник посвящен Небесным чинам Бесплотным, вторник – Пророку, Предтече и Крестителю Иоанну, среда и пятница – Животворящему Кресту Господню, четверг – апостолам и святителю Николаю, суббота – всем святым и поминовению усопших, воскресенье, как говорит само название дня, посвящено Спасителю, в этот день особо воспевается и Божия Матерь.
Каждая седмица-неделя имеет свое особое звучание, ибо каждую неделю в храмах поются песнопения на особый глас – мелодию. В православном Богослужении восемь основных гласов и им подчинены все песнопения седмичного круга – стихиры, тропари, кондаки, прокимны, каноны. Пение этих восьми гласов на протяжении восьми седмиц называется «столпом». Начинается пение с первого воскресенья по Пятидесятнице – дня Сошествия Святого Духа на Апостолов. В пространство года вмещается ровно шесть таких столпов. В этом заключен глубокий смысл, ибо шесть – это число дней Творения Божия, это космическое число и потому шесть «столпов» как бы поддерживают незыблемость богослужения Святой Церкви.
Третий ритм – годичный круг богослужений. Так же, как и дни седмицы, Святая Церковь освящает особыми службами и дни года. Этот круг богослужений называется годичным, то есть совершается он однажды в год. Наиболее важные из событий, воспоминаемых в эти дни, называются праздничными, а сам день называется церковным праздником.
Церковный год начинается с 1 сентября. Уже в этом мы видим неразрывную и органическую связь с жизнью земной природы, ибо сентябрь – месяц созревания плодов земли, сбора урожая и начало нового цикла в жизни природы.
Ритм церковного года определяется праздниками, которые, преодолевая бег времени, открывают верующему сердцу мир вечного, мир красоты и любви. Духовное событие воспринимается неразрывно слитым с днем празднования. В этом заключена тайна Христианского богослужения: когда мы празднуем те или иные церковные события, то реально становимся их участниками, а не просто творим в воспоминание чего-то бывшего когда-то. Ведь мы знаем, что в Царстве Небесном времени нет. Поэтому по благодати Божественной даруется нам возможность приобщения, участия в событиях, которые происходили в земном времени много веков назад. Христианское богослужение побеждает время и приобщает всех участвующих в нем к будущей жизни.
Весь годичный круг богослужений состоит из трех циклов: пасхального, великопостного и непереходящих праздников. Они задают временной ритм года. Но есть и глубинный ритм – уровни праздников. Духовная доминанта года – Господские и Богородичные праздники. Второй уровень – праздники в честь Небесных Сил Бесплотных; кроме общего празднования им существуют отдельные праздники в честь Архангелов Михаила, Гавриила. Третий уровень – мир человечества, достигшего святости. Существуют праздники как целым ликам – например, Собор Апостолов или Всех Святых в земле Российской просиявших или святых земли Вологодской, так и отдельным святым. Святые называются в духовных песнопениях «земные ангелы и небесные человеки» – в их лице соединяется земной и ангельский мир.
Непосредственно с этими тремя циклами связан годичный круг Евангельских чтений, чтение и разумение которого имеет величайшее значение для духовной жизни каждого христианина. Чтения Евангелия начинаются с Литургии Святой Пасхи, и таким образом, днем Пасхи открывается церковный ПАСХАЛЬНЫЙ год.
Хотя церковный год начинается с 1 сентября, необходимо уразуметь принципиальную важность того, что с Пасхи начинается круг Евангельских чтений, которые раскрывают тайну спасения мира и восхождения человечества и каждого человека к Богу.
Евангельские зачала, читаемыe ежедневно в течение года за Божественной Литургией, представляют собой точно очерченный круг, разделенный на три цикла: Первый – от Святой Пасхи до Пятидесятницы, второй – от первой недели по Пятидесятнице до Великого Поста; третий – чтения Великого Поста. Разделение Евангельских и Апостольских чтений по дням года связывают с именем Софрония, Патриарха Иерусалимского. Канон – или как его называют – «столп» Евангельских Литургийных чтений создавался постепенно. Святые Отцы и учителя Церкви устанавливали его под действием благодати Духа Святаго. Каждое из чтений имеет глубочайшую духовную связь со временем церковного года, празднуемым и воспоминаемым событием дня. Через круг Евангельских годовых чтений Святая Церковь свидетельствует о Спасителе мира, о Его искупительной Жертве, раскрывает нам судьбы мира а также путь спасения и духовного возрастания чад Церкви Христовой.
***
Поистине неисчерпаема глубина и благодатная сила богослужения, ибо оно содержит в себе не только временное и преходящее, но вневременное и вечное. Для того чтобы приобщиться к благодатным дарам богослужения каждому христианину необходимо глубже познать и понять красоту и смысл богослужения.
Весь богослужебный круг Православной Церкви – суточный, седмичный и годовой – служит восхождению человеческой души к Богу. Православное богослужение – это прежде всего общение верующей души с Богом, с Пречистой Матерью нашей, с небесными ангельскими силами, со святыми – через молитвы, песнопения, чтение Слова Божия и священнодействия, совершаемые Церковью по определенному уставу. В богослужении Сам Господь и Небесные Силы нисходят к людям, чтобы приобщить их к жизни Небесной.
Начало христианскому богослужению положил Сам Христос, установив таинство Святого причащения на Тайной Вечере и заповедав: «Сие творите в Мое воспоминание» (Мф. 26, 26–28; Мк. 14, 22–24, 26; Лк. 22, 19–20). Во исполнение заповеди Спасителя святые Апостолы и их преемники, учителя Церкви, установили порядок богослужений Церкви Христовой.
В православном богослужении происходит восхождение души человеческой на небеса через посредство воплотившегося нас ради Христа Спасителя, Это восхождение начинается с той минуты, когда мы входим в храм Божий – земное небо. Участвуя в церковной молитве и богослужении, христианин становится причастным жизни небесной. В храме происходит встреча неба и земли, восхождение человека к Божественной жизни и нисхождение Бога с небес на землю. Поэтому богослужение – не только наше служение Богу, но и служение нам Господа Иисуса Христа, Который пришел на землю к отпадшим детям Своим спасти их от греха и смерти. В таинствах Святой Церкви и в богослужении Христос Спаситель снова нисходит к нам.
Чем чаще приходит человек в храм и чем внимательнее воспринимает то, что в нем совершается, тем глубже входит он в жизнь небесную, средоточием которой является Божественная Литургия, ибо это – великое таинство непосредственного общения со Христом. Божественная Литургия есть духовный центр и средоточие мира, вершина восхождения человеческой души. Поэтому она озаряет лучами небесного света все богослужение.
Вечерня, полунощница, утреня, часы – являются подготовкой к Литургии и получают свое завершение и смысл через нее. То же относится и к службам каждого дня двух остальных богослужебных кругов – седмичного и годового, которые раскрывают глубину своего содержания в связи с таинством Евхаристии. Божественная Литургия разрушает границы времени и пространства, преодолевает «времени текущее естество», соединяя нас со всеми, за кого возносятся молитвы пред Престолом Божиим и вводя нас в жизнь Горнего мира, в жизнь вечную.
В таинстве Евхаристии приобщение к жизни вечной совершается в возможной полноте для человека, живущего на земле. Но через Евхаристию это приобщение распространяется и на все богослужение вообще, поскольку оно является не только воспоминанием о некогда бывшем откровении вечности, но и всякий раз новым ее откровением в жизни Святой Церкви и в жизни каждого человека, участвующего в богослужении. Все внешнее, земное, видимое, что дано нам в богослужении, служит для нас ступенями к истинной духовной жизни.
***
Невозможна истинная духовная жизнь без четкого ритма. Это постигается не сознанием одним, а на деле. Можно все прекрасно понимать, рассуждать на тему о необходимости ритма жизни, но рассуждения ни на шаг не приблизят к воплощению идеи ритма. Только начав жизнь внимательную, устроив свой быт и режим труда, отдыха, неукоснительно его соблюдая, можно понять его великое значение. Стать делателем на ниве Господней можно лишь обретя внутренний ритм, согласный с ритмом внешней жизни. Тогда увидишь, что ритмы эти не случайны, они согласуются с ритмами природы, земли, с ритмами вселенной. Человек космичен по своей сути; весь видимый мир – вся вселенная – это среда его обитания и творческого действия. Только согласовав свой внутренний ритм с ритмом бытия мира, жизнь человека может наполниться благодатным действием, активно влияющим на окружающий его мир.
В обретении этого ритма жизни самую большую помощь оказывает человеку Святая Церковь Христова. Все премудро устроено в церковной жизни по благодати и с благословения Божия. Поэтому тот, кто включился в ритм церковной жизни не только внешне, но и внутренне, скоро почувствует, что меньше устает, больше успевает сделать; жизнь поразительно меняется, становится удивительно наполненной и радостной.
Воцерковление жизни – вот ключ к обретению внутреннего делания и ритма жизни, согласно с жизнью мира. Соблюдение даже «малых» установлений Святой Церкви в жизни и в быту имеет огромное значение для духовной жизни, преобразует и высветляет ее. И стержень этой жизни – молитва.
Ритм человеческой жизни есть чередование уединения и общения. Большую часть времени мы живем среди суеты общения и это должно уравновешиваться минутами внутренней жизни. И в подлинный ритм жизни вводит нас молитва, молитвенное делание и, прежде всего молитвенное правило. Молитвенное правило необходимо: при отсутствии правила душа легко выпадает из молитвенной жизни, из памятования о Боге, и как бы просыпается от случая к случаю. Это большое, трудное и главное дело жизни, поэтому одного настроения или озарения в молитвенной жизни недостаточно.
Вспоминается случай из жизни одного старца наших дней. По обычаю после окончания вечернего богослужения в храме те, кто имел возможность, приходили к нему в келью для совершения вечернего правила. Читали по очереди обычное монашеское правило старца. Однажды после долгой великопостной службы пришли к старцу в келью и начали читать правило. Шла пятая неделя поста, все, конечно, устали, клонило в сон, с трудом держались на ногах. И вот один из духовных чад спрашивает старца: «Батюшка, что это за молитва у нас, мы же ничего не слушаем, почти спим?». Старец на это ответил: «Это не молитва, а молитвенный труд». И только молитвенным трудом возможно укрепление человека во внутреннем делании.
В течение дня, недели, года церковные молитвы чередуются с домашними (келейными). Мы уже говорили о суточном круге богослужений, содержащем восемь основных служб и Литургию как венец богослужения. В церковной практике, однако, эти службы соединяются таким образом, чтобы в изменившихся условиях жизни христиане могли участвовать в церковной молитве на всех службах дня. Сегодня уже не может быть речи о том, чтобы точно соблюдать время богослужений, как это делали первые христиане. Однако это не означает, что христианин не может участвовать в соборной молитве верующих в часы, издревле установленные Святой Церковью как моменты особого предстояния и соборной молитвы.
Каждый христианин имеет свое утреннее и вечернее правило – это отправные точки, между которыми разворачивается каждый день. Но сегодня мы должны понять, что одного утреннего и вечернего правила уже недостаточно. В течение дня необходимы обращения к Богу в кратких молитвах в особые точки дня: они становятся как бы узлами, к которым привязывается все, что совершается в этот день. При этом не обязательно вставать перед иконами, можно быть и на работе, и в транспорте, даже лежать в постели. Но именно в эти особые узловые точки дня важно соединить молитвенные усилия многих. Тогда исполняется обетование Божие о том, что «где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Поэтому все, кто в эти часы присоединяется к общей молитве, соединяются в духе. Великая благодать нисходит тогда на землю через молящихся. Мир очищается и просветляется с особой силой, ибо это соборная молитва, действенная и могущественная. Она означает и установление духовных связей между многими людьми, восстановление разрушенной ткани мира. Молитва в эти часы особенно нужна миру.
В эти узловые точки дня человек собирается, ожидает их. Тогда память о Боге становится постоянной и то, что Святые Отцы, называют сердечной молитвой, по милости Божией укореняется в человеке. Тогда человек начинает ощущать помощь свыше, начинает меньше уставать и достойно противостоять различным соблазнам. Жизнь становится наполненной, радость и утешение дарует Господь трудящемуся, и человек утверждается в делании.
Молитва в эти часы должна быть краткой, с великим вниманием к каждому слову. Здесь важно постоянство и наша верность. Конечно, лучше всего молиться общецерковными, каноническими молитвами, ибо канон церковный задает нам ритм жизни.
Эти узловые точки дня, наполненные молитвенным обращением к Богу и святым, должны быть согласованы с часами молитвословий и богослужений, установленных Святой Церковью.
Девять служб суточного круга, как говорят Святые Отцы, установлены в подражание девяти чинам Ангельских сил, хвалящих Господа. В практике Церкви утреня обычно соединяется с первым часом, поэтому всего в течение дня совершается 8 отдельных служб. В этом мы видим глубокий смысл. Семь дневных и ночных служб совершает Церковь в течение дня в честь семи даров Духа Святаго, ибо молитва совершается при содействии Духа Святаго. О седмеричном числе молений пророк Давид говорил: «Всяк день семикратно восхвалял я Тебя за правые суды Твои» (Пс. 118, 164). Под днем здесь разумеются сутки или день и ночь вместе, как о том говорится в книге Бытия: «И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1, 5). Семь молитв совершаются и потому, что семь есть число нынешнего века. Восьмая служба – Литургия – есть великое таинство будущего века. Все службы могут совершаться вне храма, в домах и даже без священника. Но литургия совершается только в храме и только священником.
О каждой из установленных Святой Церковью служб пророчески возглашал пророк Давид:
– О полунощнице: «Полунощи востах исповедатися Тебе, о судьбах правды Твоея» (Пс. 118, 62).
– Утреня и первый час: «Заутра услыши глас мой; заутра предстану Ти и узриши мя» (Пс. 5, 4).
– Третий, шестой час и вечерня: «Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой» (Пс. 54, 18).
– Повечерие: «Измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу» (Пс. 6, 7).
Первый час соответствует нашим семи часам утра.
Третий час – нашим девяти часам утра.
Шестой час – двенадцати часам дня.
Девятый час – трем часам дня.
Вечерня обычно совершается в 6 часов вечера.
Утреня совершается сразу после вечерни.
Повечерие совершается после ужина.
Полунощница совершается в 12 часов ночи.
СЕМИРАЗОВАЯ МОЛИТВА
Согласно установлениям церковным и многовековой традиции в течение дня необходима семиразовая молитва. Однако время совершения молитв должно быть приведено в соответствие с современным ритмом жизни, с ритмами природы и индивидуальным ритмом жизни человека. Какие же основные точки задают человеку ритм жизни?
Первая точка дня – когда человек проснулся и сразу возблагодарил Господа за день жизни, подаренный ему. Вслед за этим идет утреннее молитвенное правило. Оно определяется многими условиями и лучше всего, если его назначит духовник или старец. Если нет возможности посоветоваться, то в православном молитвослове есть канонические утренние молитвы, установленные Церковью для мирян и монашествующих – для всех христиан, независимо от их положения в обществе. Конечно, у каждого человека кроме канонических молитв могут быть свои обращения к Богу, к Божией Матери и к святым о том, что ему особенно близко и дорого. Время совершения утреннего правила у разных людей различно, оно зависит от многих причин. Но все же лучше всего, если утреннее правило совершается до начала Божественной Литургии в храме той местности, в которой живет человек. Ближе всего утреннее правило к первому часу церковной службы древности, соответствующему нашему седьмому часу утра.
Вторая узловая точка дня – это время начала Божественной Литургии в храмах того места, где живет человек. Когда священник в алтаре произносит начальное возглашение Божественной Литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков», то все мы должны подхватить слова, утверждаемые этим возглашением, и с ликом Ангельским, со всеми, кто поет и молится в этот час в храмах, произнести: «Аминь», – да будет так!
Немногие имеют возможность помолиться на Литургии в будний день, да и в воскресенье не у всех получается. Жизнь наша такова, что приходиться иногда работать и в воскресенье, часто мы болеем, не каждый может пойти в храм в силу многих причин. Но если мы в момент начала Литургии мы все вместе сердцем и мыслью будем в храме, то дух наш будет участвовать в богослужении и славить Бога вместе с братьями и сестрами. В этот час необходимо произнести (вслух или про себя) краткое молитвенное правило, где бы ни находился человек: «Царю Небесный…» по «Отче наш…», «Богородице Дево...» Символ веры и помянуть кратко своих – живых и усопших.
Третья значимая точка дня – 12 часов – полдень, когда солнце находится в зените. И в этот час, когда природа находится в пике своего творческого действия, необходимо произнести в сердце своем то же краткое молитвенное правило, присоединив к нему особые обращения о благословении всех царств природы – растительного, животного и царства стихий. Обращения эти могут быть у каждого свои, смотря по тому, как человек чувствует природу, что в ней особенно близко ему. Это добавление необходимо, ибо природа ожидает молитвы человека, и через молитвенное предстательство и просьбы человека о благословении в природу вливается благодатная сила из Горнего мира. Тогда и сам человек чувствует помощь от природы, радость посещает сердце и человек ощущает привет от тех, за кого он молится. Это так необходимо, потому что мы чудовищно виноваты перед природой и должны просить прощения за то, что мы сделали с ней, за те уродливые волны страстей и зла, которые обрушиваются на природу, за разрушения и раны, наносимые матери-земле и всей природе. Мы должны молиться о гармонизации природы, просить у Бога прощения за грехи наши.
12 часов дня соответствует шестому часу раннехристианской Церкви, когда была установлена особая служба. Поэтому важно помолиться в этот час, соединив свои прошения с молитвами братьев и сестер.
Четвертая узловая точка дня – три часа пополудни. Она соответствует девятому часу раннехристианской Церкви, в который была установлена отдельная служба. Мы уже говорили о том, что службы часов отмечали ритм по четвертям дня: 3, 6, 9, 12. Вот и мы, подражая древним христианам, молитвенно предстоим через те же промежутки времени, согласно ритму дня*.
* Для того, чтобы полностью войти в молитвенный ритм древней Церкви и природы, второе правило можно совершать в 9 часов утра, что соответствует третьему часу богослужебного круга; в этот час Литургия еще продолжается и оно близко к самому важному моменту Божественной Литургии – Пресуществлению Святых Даров.
Через три часа – в 6 часов вечера – пятая узловая точка дня – время начала вечернего богослужения в храмах. И в этот момент следует произнести краткое молитвенное правило и тогда снова, как и в утренний час, мы сможем участвовать в общей соборной церковной молитве, славить и благодарить Господа.
Шестая узловая точка – вечернее правило. Время его совершения зависит от многих условий жизни. Но, конечно, очень желательно совершать его в 9 часов, чтобы сохранить тот трехчасовой ритм, о котором мы говорили. К тому же это время близко к моменту окончания утрени в храмах, когда священник возглашает дивные слова богослужения: «Слава Тебе, показавшему нам свет!».
К вечерним молитвам также можно присоединить свои обращения. Канон – главное, все молитвы должны быть каноничными, но дело в том, что и собственное обращение постепенно становится для человека каноном, ибо оно кристаллизуется, все неточное, лишнее отходит и остаются слова, исшедшие из сердца. Хотя с течением жизни, участвуя в церковной жизни и Таинствах, все больше хочется молиться именно каноническими молитвами, ибо начинаешь сердцем воспринимать их благодатность, великую силу и огромный духовный опыт, вложенный в них многими поколениями верующих.
И, наконец, седьмая, завершающая точка дня – это полночь – 12 часов ночи – начало нового дня. В этот момент мы, совершив обычное краткое правило, также просим благословения на сон грядущий; это время совершения церковной службы – полунощницы.
Ночное время – самое благоприятное для молитвы. Наверное, многим приходилось наблюдать, как постепенно успокаивается вода в больших водоемах к ночи, и глубокой ночью вода становится спокойной и гладкой как зеркало. Вся природа, весь мир успокаиваются, уже нет тех волн страстей, которые бушевали в течение дня. Но вот начали просыпаться люди – и появились волны на поверхности воды. Чем больше людей просыпается, тем более неспокойными становятся воды. Это и понятно: волны чувств, страстей, бушующих в человеческом море, не могут не отражаться на жизни всей природы, и вода как стихия особенно чувствительна ко всяким колебаниям и изменениям.
Когда начнешь исполнять это правило, научаешься чувствовать бег времени, входишь в ритм земной жизни, начинаешь ощущать то, что идет нам в духовном плане от природы и из ангельского мира, наконец, реально приобщаешься к жизни Святой Церкви, к ее богослужебному ритму.
Те, кто сумеют утвердить в своей жизни этот молитвенный ритм, и способны взять на себя подвиг, могут присоединить в семиразовой молитве и восьмую – в три часа ночи, но на это, конечно, необходимо иметь благословение духовника, как, впрочем, и на совершение семиразовой молитвы.
Внутреннее делание может познаваться только участием человека в церковной жизни, в четком внутреннем и внешнем ритме жизни. Когда человек начнет молиться в течение дня в те узловые точки, о которых говорилось, он скоро почувствует существенные изменения в себе. То, что ранее делалось с трудом, становится легким и радостным. Ведь так трудно заставить себя молиться. Но когда начнешь жить в ритме, соблюдать это небольшое и простое молитвенное правило, то увидишь, что появляется желание молиться, начинаешь любить молиться, ибо тогда молитва вкореняется в сердце и благодать касается сердца человека. Тогда уже ждешь тех минут, когда можно будет предстоять пред Богом, появляется желание прочесть акафист, канон, прочесть главу Святого Евангелия. Тогда-то и начинает человек внутреннее делание, становится молитвенником. И в этом молитвенном утверждении, как говорят Святые Отцы, человек идет от внешнего к внутреннему.
МОЛИТВА ЗА ГРУЗИЮ
К счастью, подобные же рассуждения о ритмах богослужебного круга привели к тому, что целая Поместная Православная Церковь – Грузинская – благословила своих чад совершать в течение суток семиразовое молитвенное правило. Расскажем об этом событии подробнее.
Несколько лет назад Грузинский Патриарх Илия II* возвращался из Константинополя после встречи со Вселенским Патриархом. Ехал он на машине через всю Турцию и по дороге встречался с грузинами (на территории Турции существует довольно обширная диаспора этнических грузин, насильно обращенных в ислам около 300 лет назад). Многие из них знают родной язык, некоторые даже тайно крестятся, несмотря на то что за это подвергаются гонениям. Один из этих современных тайных грузин-христиан спросил у Патриарха: «Ваше Святейшество, вот мы верим в то, что христианство – это самая истинная вера и самый высокий духовный образ жизни. Но почему же мусульмане молятся пять раз в день, а христиане – только утром и вечером? Кроме того, у нас нет храмов , и мы не можем молиться на Божественной литургии, нам негде причаститься».
Патриарх вспомнил уже упомянутые нами слова Псалтири, в которых псалмопевец Давид говорит: «Всяк день семикратно восхвалял я Тебя за правые суды Твои» (Пс. 118, 164.) Литургисты подтвердили, что церковный устав действительно подразумевает семикратную молитву: вечерня, утреня, часы и т. д. То есть в Церкви, особенно в монастырях, эта традиция сохранилась, хотя некоторые службы стали соединять. А в давние времена и миряне принимали участие в этом ежедневном молитвенном круге: перед началом работы они шли на утреню, а по окончании ее – на вечерню.
И тогда Патриарх Илия II решил: пусть не все мы можем ходить на вечерню, утреню, Литургию каждый день, но мы можем семь раз творить какое-то небольшое молитвенное правило. Он собственноручно составил такое правило, выбрав отдельные псалмы и молитвы, и благословил, чтобы их читали через каждые три часа, начиная с шести часов утра. То есть в шесть часов утра, в девять часов утра, в полдень – двенадцать часов, в три часа дня, в шесть часов вечера, в девять вечера и в полночь. И эта молитва должна соединяться с молитвой о Грузии. Правило Патриарха издали небольшой книжечкой. Православные люди Грузии очень полюбили этот сборник молитв, и по всей стане распространяется ныне этот новый, а вернее, забытый старый обычай семиразовой молитвы. Конечно, не сразу и не у всех получается войти в этот молитвенный ритм. Но сознание того, что, быть может, тысячи людей в разных местах страны в один и тот же час вместе творят молитву едиными устами и единым сердцем, помогает многим христианам Грузии войти в общее молитвенное поле.
* О своем Патриархе грузины говорят с благоговением и любовью. Его здесь называют отцом. Действительно, Патриарх пережил смену многих властей; в стране, прошедшей через кризисы и войну, – только Церковь и Патриарх были в эти годы чем-то постоянным. В этом году исполняется 30 лет со дня его интронизации. Илия II принял Церковь, когда в Грузии было от силы 50 действующих храмов. На сегодняшний день здесь более 50 одних только монастырей, число действующих церквей превысило 800.
В этом благословении Грузинского Патриарха мы видим пример и для Русской Церкви. Недаром Божия Матерь избрала Грузию (Иверию) первым Своим вселенским жребием. Ныне четвертый вселенский жребий Божией Матери – Россия может принять эстафету молитвенного подвига от первого Ее жребия.
После того, как традиция семиразовой молитвы утвердилась в Грузинской Церкви, православные люди России также могут включиться в этот молитвенный ритм, соединив каждое такое правило с молитвой о спасении и благоденствии нашей Отчизны.
О том, что это молитвенное делание нашло последователей в нашей Церкви, говорит недавно вышедшая в свет книжица «Седмерицею днесь хвалих Тя…» (Пс. 118, 164). Молитвы в течение дня», изданная Богородицким Раифским мужским монастырем по благословению его наместника архимандрита Всеволода (Захарова). В ней предлагается всем православным людям молиться краткими молитвами семь раз в день именно в те часы, о которых сказано выше: в 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24.
***
Одной из главных особенностей служения и миссии России в истории во все времена ее существования была соборность. Ныне она хранится только в Церкви. В других областях жизни – государственной, общественно-политической, экономической о соборности вообще забыли. Но именно в этом состоит главное отличие пути России от западной цивилизации. Когда говорят об особом пути России и невозможности выстроить общественную и государственную жизнь по западным образцам, то причина этого именно соборность, без которой ничего в нашей стране толком не устроить. Семиразовая молитва призвана восстановить соборность в молитвенном делании православных людей России.
Если взглянуть духовным взором на территорию современной России, то мы увидим, как на крайней восточной точке Российской державы – Чукоткой с восходом солнца загораются молитвенные огоньки: в православных храмах начинается Божественная литургия. Но вот земля повернулась вокруг своей оси, – и богослужение начинается в храмах следующего часового пояса. И так Божественная литургия служится на Русской земле, не прерываясь ни на мгновение в течение двенадцати, а то и более часов. Затем эстафету служения принимают православные храмы Европы, Африки, Америки, чтобы снова возвратиться на нашу землю. Мир и существует до тех пор, пока совершается в нем Евхаристия.
Но ведь на Божественной литургии в храмах молятся только служащие священники, клир и совсем небольшое число прихожан (особенно в будние дни, когда большинство верующих людей находятся на работе). Семиразовая молитва может включить в соборную молитву миллионы православных людей. Если мы сумеем наладить трехчасовой молитвенный ритм, то эта краткая соборная молитва будет совершаться каждый час, поскольку наша русская земля покрывает не один, не два, а множество часовых поясов. И тогда у нас появится реальный шанс снова собрать наш народ в едином порыве, а вслед за этим изменить ситуацию в стране – не только в духовной жизни, но и в промышленности, науке, сельском хозяйстве, в культуре. Но для этого необходима та «закваска», о которой говорил Господь Своим ученикам, необходима молитва этого «малого стада», которая поможет увлечь большинство народа на путь правды и света. Поэтому наше главное дело в спасении от надвигающейся катастрофы – молитва.
***
Какие молитвы включать в это краткое правило, зависит от возможностей и наличия свободных минут у каждого человека. Это может быть краткое правило преподобного Серафима Саровского, к которому каждый может присоединить любимые свои молитвы. И конечно, в каждую из трехчасовых молитв следует включать молитву о спасении нашей Отчизны и ее народа. Пример такой молитвы – обращение к Божией Матери в молитве после акафиста Пресвятой Богородице.
МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
(после акафиста Ей)
О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши, помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице, милостию Твоею спаси и помилуй святейшия патриархи православныя, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы и весь священнический и иноческий чин, и вся православныя Христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без Семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на невидимыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным Христианом, и просвети им ум, и очи сердечныя, еже ко спасению; и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего; яко держава Его благословенна и препрославленна, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.