Иг.Валерий о Т.А.Флоренской
Интервью о Тамаре Александровне Флоренской.
Она жизнь положила на проповедь веры в науке
Интервью* со священником, врачом-психиатром, кандидатом медицинских наук игуменом Валерием (Ларичевым). Игумен Валерий, настоятель храма свв. мчч. Флора и Лавра в с. Ям Домодедовского района Московской области, знал Тамару Александровну Флоренскую в течение последних полутора десятков лет. Разговор с ним состоялся после службы в церкви во имя иконы Божией Матери «Целительница», вот уже несколько лет действующей при центре психического здоровья РАМН.
* Текст составлен на основе интервью, данного корреспонденту газеты «Радонеж» А. Арендаренко.
Отец Валерий: С Тамарой Александровной мы встречались как коллеги, беседовали на темы наших научных интересов, а после того, как я принял сан, она приходила на исповедь, к причастию. Во время болезни, когда она уже не могла ходить, я приезжал к ней и порой удивлялся состоянию ее духа, чистоте ее души. Глубоко верующий человек, она и в науке, в самые мрачные годы атеизма, все, что делала, приводила в соответствие с верой. В своей деятельности она опиралась на творения святых отцов, которые не уставала изучать всю свою жизнь.
Корр.: Трудно представить, как удавалось ей в те годы совмещать веру и ее проповедь в психологии?
Отец Валерий: Да, приходилось находить термины, иносказания, поскольку невозможно было открыто исповедовать союз веры и науки. Тем не менее по сути вся ее деятельность зиждилась на Православии. Ведь Дух животворит, а буква мертвит. Тамара Александровна — доктор психологии, и ее научные труды очень много дали практикующим врачам. И врач, и священник занимаются одним — врачуют душу. Только делают это с разных точек зрения: врач — чтобы избавить человека от многих проблем, связанных со здоровьем, облегчить его земное существование. Священник — чтобы подготовить человека к вечности, избавить от грехов, от тех проблем, перед которыми, может быть, оказались бессильны врачи. Основная врачебница — Церковь и основной врач — Господь душ и телес наших. Слава Богу, что болящие получили возможность обращаться за такой помощью прямо в больничных стенах. Ныне это уже стало привычным и распространенным, и Тамара Александровна разделяла нашу радость от этого.
Корр.: Судя по всему, научный путь ее был тернист, остались ли у Флоренской ученики?
Отец Валерий: Да, недавно защитила кандидатскую диссертацию ее любимая ученица Марина Колпакова. Как раз по теме духовной помощи женщинам, которые намерены были отказаться от детей в роддоме. Она проводила с ними беседы, и многие из них изменили такое намерение. Вот практическая польза в решении этой актуальной проблемы — пробудить голос совести, духовное «Я» человека. Кстати, это понятие, возвращенное Флоренской в отечественную психологию и педагогику, обязывало нашу науку признать духовность человека, а значит, в корне изменить привычную систему представлений.
Направление психологии, в котором она работала, основано на религиозных представлениях о жизни. Множество людей, подвизающихся в науке, не пользуются понятием греха. А не зная, отрицая его, невозможно правильно понять законы жизни души. Казалось бы, простые истины, но как трудно постичь их неверующим. Тамара Александровна, можно сказать, жизнь положила на проповедь веры в науке.
Корр.: Но ведь бездуховный психолог, врач — просто профессионально несостоятельны, даже опасны.
Отец Валерий: Это так, но, к сожалению, в этой среде преобладает пока так называемое апостасийное сознание, отход от Бога. Как, впрочем, и в обществе в целом. Все это было предсказано, и нет других способов спасения, кроме молитвы и деятельной любви. Что и отличало нашу Тамару Александровну. Она делала все возможное, чтобы люди, с которыми она профессионально соприкасалась, стали на путь спасения. И благодаря ее трудам эта ветвь российской психологии, надеемся, будет крепнуть и развиваться. А значит, можно будет помочь многим людям. Ведь если в Церкви происходит душевное врачевание, то также происходит и исцеление телесное. Сказано: «По вере вашей будет вам». Чем глубже вера, тем больше вероятность исцеления. Мы вновь говорим об очевидном, и трудно поверить, что еще недавно эту истину приходилось утверждать с риском для профессиональной деятельности ученого. Слава Богу, что это время миновало и Тамара Александровна Флоренская немало тому способствовала.
Корр.: Вся жизнь ее была нелегким и неутомимым деланием на этой ниве. Но большое мужество и смирение потребовалось Тамаре Александровне и в последние дни ее земной жизни. Ведь она ясно понимала все последствия болезни.
Отец Валерий: Меня больше всего всегда удивляло сочетание в Тамаре Александровне ученого, очень требовательного к себе, и человека необыкновенно чистой души. Исповедуя ее, я поражался, как смиренно она ко всему относилась. Своеобразным ее духовным завещанием нам всем было «Побольше милосердия!» Это в ней и присутствовало всегда — желание помочь всеми своими силами и знаниями. Я знаю, что очень много людей получили от нее помощь не только как от специалиста-психолога, но, главным образом, огромный духовный заряд. Тамара Александровна кротко и с достоинством переносила все страдания, связанные с болезнью. Тут не знания спасают, а вера. Мы ее любим, знаем, что сейчас она в селениях праведных и что она молится за всех нас. Светлая ей память!